Зашифрованная история

Ермил Матвеевич и Ефросинья Петровна Пермяковы, представители токаревцев.

Иконостас семьи Пермяковых. В центре – их крест с «затертым» изображением солнца и луныВ нашем городе и в области живут потомки приверженцев старой веры, у которых сохранились меднолитые иконы, кресты и складни, широко распространенные среди населения царской России, что говорит об особом значении литых образов. К сожалению, информация, связанная с историей этих предметов, в семьях практически не сохранилась. Так и мне когда­то от моей бабушки Анастасии Трофимовны Аксёновой (Селезнёвой) достался крест (на фото ниже), который принадлежал её родителям. Сегодня лишь удалось выяснить, что они переселились во второй половине 1880­х гг. в село Новая Чемровка (Алтайский край) из Знаменской волости Старооскольского уезда Курской губернии. Поэтому можно только предполагать, что этот крест они привезли с собой из той местности. Более подробную информацию уже никогда не выяснить.

Но, как говорится, «рукописи не горят», как не исчезают бесследно и надписи, сделанные на данных предметах штихелем или выбитые пуансонами. Именно эти надписи и позволяют сделать какие­то догадки, предположения об их первых владельцах, создать «легенду» существования данного предмета меднолитой пластики.

Где­то в начале 1990­х одна женщина принесла мне меднолитую икону «Воскресение Христово (Сошествие во Ад)», которая долгое время стояла у меня в киоте. К сожалению, расспросить эту женщину о «легенде» иконы не удосужился, а буквально недавно, внимательно рассматривая её оборотную сторону, увидел надпись «ДЕМ АРХ». Учитывая, что данную икону можно датировать концом XIX – началом XX вв. и что большая часть нашего населения – переселенцы из Алтайского края, логично сделать предположение, что её вероятный владелец – Дементий Архипов. Именно его фамилия упоминается в переписи 1901 года, где он записан как старожил села Алтайское Бийского уезда.

Сделав запрос в Государственный архив Алтайского края, получил ответ: «По Дементию Архипову следующая ситуация. В переписи 1917 г. его анкета среди прочих Архиповых отсутствует. 1. Могли пропустить во время переписи. 2. Дементий умер до 1917. Есть несколько анкет вдов Архиповых, но неизвестны имена жены и детей Дементия. Также в архиве есть посемейные списки села Алтайского начала ХХ в.» и «При ближайшем изучении посемейных списков села Алтайского в 9 деле 1 описи 210 фонда не оказалось. Содержание дела не соответствует заявленному в описи архива…»

Далее я обратился в Государственный архив Томской области по поводу «Переписи 1901 года со сведениями об экономическом положении крестьянских хозяйств», в которой дается источниковедческая оценка ее поселенных и подворных материалов на предмет изучения внутреннего социально­экономического строя крестьянского хозяйства Западной Сибири конца ХIХ – начала XX вв. И получил ответ, что в деле 2523 фонда 3 описи 44 говорится: «№229 Дементий Архипов. Проживают в доме: 1 мужчина и 1 женщина. Имеют: 2 коровы, 1 лошадь. Крестьянин старожиловского селения Алтайского».

Зашифрованная историяПонять, старообрядец он или нет, по этой переписи невозможно. Тут нужны другие источники. Конечно, желательно сначала обратиться к метрическим книгам с. Алтайского. Можно предположить, что Демьян женился как раз в 1900­1901 годах, так как в одном из дел есть все Архиповы, а его нет, а в другом он есть. Семья из двух человек – он да жена. Хозяйство минимальное, то есть мы можем предположить, что человек только что женился и выделился в самостоятельный двор. В Алтайском был и молельный дом старообрядцев, и единоверческий храм. Если запись о венчании будет в православной книге, то человек, скорее всего, – православный. Т. е. желательно поискать и их метрические книги (в Томске их нет). Замечу, если человек ходил в единоверческий храм, он был старообрядцем, принимавшим иерархию. В ОГКУ ГАТО имеются документы по организации старообрядческой общины в с. Алтайском (после Манифеста 1905 года), но есть ли в них списки или упоминание каких­то конкретных лиц – это пока вопрос, который требует дополнительной работы в архиве. Поскольку в с. Алтайском был старообрядцеский молельный дом, можно предположить, что Д. Архипов был приверженцем старой веры и, вероятнее всего, эта икона принадлежала ему.

Конечно, для решения этой задачи нужно смотреть именно метрические книги, а не переписи. Листать, сопоставлять, искать однофамильцев, выяснять, какой они веры. Дементий мог просто уехать – движение населения в те годы было большое – например, на заработки на железную дорогу. В фонде Томской железной дороги есть личное дело Д.М. Архипова. Но тот ли это Архипов? Он мог погибнуть и на Русско­японской или Первой мировой вой­нах. Стоит начать все­таки с метрик в КГУ ГААК и уже потом, когда с метриками будет ясно, копать вглубь, смотреть более старые метрики в Томске, исповедальные росписи (если не были староверами), искать в архивах ревизские сказки. Но это уже сложная работа и требует дополнительного времени.

На изделиях меднолитой пластики встречаются различные клейма мастеров и мастерских, в том числе и такие, как «М.А.П.» (расшифровка на сегодня не известна) и «ЗТОГ», что означает цифру «7373». К сожалению, сегодня не известно, что она точно означает: или это начало работы мастерской, или год, когда была вырезана её матка (матрица), или год какого­то важного для староверов исторического события, или что­то иное...

Что же за тайну хранит в себе эта надпись? Для начала нужно понять, с предметом какой культуры мы имеем дело: с православным миром либо с православным старообрядческим миром. Так как любая металлопластика считается староверческой, то возможно, что в их представлении ЗТОГ – совсем другая дата?

У старообрядцев летоисчисление ведётся с Сотворения мира. Этот факт хорошо известен. Сейчас у них идёт 7523 год от Сотворения мира. Это становится понятным, если посмотреть, например, официальный календарь на 2015 год (7523/2023 ЛЕТО), изданный Русской православной старообрядческой церковью.

Если мы хотим узнать, какой сегодня год от Рождества Христова по нашей обычной хронологии, то нужно от лет Сотворения мира отнять 5508: 7523 – 5508 = 2015. Если же мы хотим узнать, какой это год от Рождества Христова по «староверческой» хронологии, то нужно от лет Сотворения мира отнять 5500: 7523 – 5500 = 2023.

Отсюда наглядно видно, что сейчас староверы живут в 2023 году, тогда как мы – в 2015 г. Cтарообрядцы придерживаются старого русского счёта в вопросе о времени рождения Христа. Они считают, что это произошло через 5500 лет от Сотворения мира. Так же было принято на Руси до середины XVII в. (до реформ патриарха Никона). На Западе уже с VI в. закрепилась мысль о том, что Иисус родился через 5508 лет после Сотворения мира. Эта же цифра стала фигурировать в русских источниках (не староверческих) со второй половины XVII в. Пётр I узаконил эту цифру – 5508 лет – в своём Указе «при переходе летоисчисления с Сотворения мира на «от Рождества Христова» считать 7208 год от Сотворения мира 1700 годом от Рождества Христова». Так было на Западе.

Так что, ещё раз возвращаясь к этому году от Сотворения мира, мы получаем 7373 – 5508 = 1865 год, хотя в разных источниках пишется как 1864/1865 гг. Почему? Будем рассуждать следующим образом. Учитывая, что год у староверов, как и в старой Руси, начинается с 1 сентября, это будет период с 13 сентября 1864 года по 12 сентября 1865 года. Почему именно с 13, а не с 1 сентября? Поскольку староверы живут по юлианскому календарю (а мы сейчас – по григорианскому), а между этими календарями существует разница в исчислении високосных лет. С течением времени она увеличивается. Если в шестнадцатом веке она была десять дней, то в семнадцатом возросла до одиннадцати, а в ХIХ веке эта разница достигла уже 12 дней! Сейчас она составляет 13 дней (так будет весь ХХI век, и так было в ХХ веке). Сегодня христианские церкви празднуют начало Церковного нового года (Индикт) 14 сентября. Так что логично, если не известна точная дата (месяц и день), при переводе даты «ЗТОГ» правильнее указывать двойную – 1864/1865 гг.

Но если учитывать вышесказанное, то для староверов нужно от даты Сотворения мира отнимать не 5508 лет, а 5500 лет. Тогда, конечно, «ЗТОГ» будет читаться как «7373/1873 ЛЕТО», или, точнее, с 13 сентября 1872 по 12 сентября 1873 гг.

Какой же период времени имел в виду тот, кто наносил это клеймо на изделия?

На некоторых меднолитых изделиях встречается надпись «М.Р.С.Х. 8 Л. 1879 Г.». В одной из своих статей ведущий специалист в области меднолитой пластики, сотрудник музея имени Андрея Рублёва Е.Я. Зотова пишет: «В заведении Е.П. Петровой этот мастер (М.Р.С.Х. – Хрусталёв Р.С.), очевидно, начал работать в 1872 году, именно эта дата вычисляется по тексту «загадочной» надписи, отлитой на иконах «Благовещение» и «Избранные святые Нил, Медост, Власий, Флор и Лавр». На отдельных экземплярах этих иконографических композиций значатся надписи: «М.Р.С.Х. 8 Л. 1879 Г.», содержание которых можно прочесть следующим образом: «В 1879 году мастер Родион Семёнович Хрусталёв проработал в этом заведении 8 лет». Действительно, самая ранняя известная нам дата на отливках этого мастера – 1872 год. Именно этот год значится как начало работы мастерской при новой владелице…». Моё же мнение по этому поводу: данная версия «перевода» звучит неубедительно. Замечу, что если вычесть из 1879 цифру 8, то получится 1871 год, а не 1872 г. Уже неточность. Далее, зачем Р.С. Хрусталёву как­то «выделять» дату своей работы в мастерской – именно 8 лет? Почему он не писал раньше на своих матках или изделиях о количестве лет работы в данной мастерской? Например, 6 или 7 лет? И, наверное, логичней было бы обозначить или как­то отметить не 8­летие своей работы, а те же 5­ или 10­летие. Учитывая, что для перевода в староверческую дату нужно использовать цифру 5500, а для перевода «на наш лад» – 5508, мы получаем разницу между этими цифрами, равную 8. Тогда эту надпись, вероятно, можно «перевести» и так: «Мастер Р.С. Хрусталёв начал работать в мастерской в 1871 г., а приверженцам старой веры нужно прибавить 8 лет, и для них это будет 1879 год». Или такой вариант: «Р.С. Хрусталёв изготовил матку в 1879 году (на наш лад), а приверженцам старой веры нужно прибавить 8 лет, и для них это будет 1887 год». А может, кто­то расшифрует эту надпись и по­другому?

Конечно, это всё рассуждения и гипотезы. Но, возможно, ларчик открывается просто, правда, для этого нужно знать нравы тех лет, которые, к сожалению, нам мало известны. Приведу несколько примеров. Возьмём этот крест на фото. Он приемлем мельхиседеками – представителями одного из согласий беспоповцев, а другой, моей бабушки, – нет. Почему? На «их» кресте есть пометка на левой стороне перекладины в виде спила, на другом кресте этого спила нет. Если обратиться к легенде, то обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он после обретения великой святыни крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Следуя указаниям Иуды, царица Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Предстояло узнать, какой из них является истинным Крестом Господа, а какие принадлежат двум разбойникам, распятым вместе с Ним. Епископ Макарий остановил проходившую мимо похоронную процессию и велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, человек этот воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Народ толпился вокруг, люди пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Тогда Макарий, стараясь удовлетворить их желание, высоко поднял Крест, и все воскликнули: «Господи, помилуй…». Царица же Елена, оставляя Иерусалим, взяла с собой частицу живоносного Древа в Византию и отвезла её в дар своему сыну Константину.

Получается, что у настоящего креста, на котором был распят Иисус Христос, должна отсутствовать какая­то часть, в данном случае именно её и нет на перекладине. Также у мельхиседеков не принимаются кресты с эмалью, т. к. это – подсинька.

Другой пример. Недавно мне удалось встретиться с такими представителями староверов, как токаревцы. Это – беспоповское течение в старообрядчестве, берущее свое начало от Г.Е. Токарева, который поднял вопрос об изображении Бога­Отца в образе старца («Ветхого денми») и Святого Духа в виде голубя. У староверов, которые придерживаются учения Токарева, поклонение на иконе Саваофу и голубю запрещено. Они считают, что за образец надо принимать «Троицу Ветхозаветную» Андрея Рублева: «Вся Троица познаётся во Христе…» Когда я стал внимательно рассматривать крест, который находился у них в киоте, то увидел, что на солнце и луне запилены человеческие личины (глаза, нос, рот). Возможно, это сделано по токаревскому учению: всё может видеть только Бог, а луне и солнцу этого не дано. Хотя для других течений старообрядцев эти светила были предвестниками и знамениями великих и страшных событий. И потому во время битвы Архангела Михаила с Антихристом в последние дни перед Страшным Судом свидетелями на небе были Солнце и Луна. Солнце – как Солнце правды – Христос, Луна – как Церковь Божия на земле. И их солнце и луна имеют человеческие личины. Их присутствие объясняется текстом Откровения о великом знамении – «жене, облаченной в солнце, и луне под ее ногами» (XII:1). Для старообрядческих произведений они обязательные персонажи.

А у токаревцев другое мнение. С их слов, Апостол Павел говорил: «Почитаемы только трость, копие и крест, на котором был распят Иисус Христос…». Вот что должно только славиться. А солнце и луну стали изображать иконописцы по непонятным соображениям. Токаревцы говорят так: «источник всей истины заключается в Божественном Писании… В нём говорится, что луна была в ущербе, была тьма… Крест во образе, а образ во Христе…». В кресте их всё устраивает, только не согласны с изображениями на нём луны и солнца.

Далее я обратил внимание, что этот их крест покрашен в синий цвет и внизу отпилен. На мой вопрос: «Зачем?», я получил ответ, что синий цвет – это красиво. А то, что отпилен, так просто он не входил в киот. Получается, если бы не спросил, то никогда бы и не узнал, для чего всё это было сделано. Так же и с различными клеймами мастеров и мастерских – гадаешь, а не о том. Спросить уже некого.

Тем не менее свои рассуждения я хочу продолжить. Обратимся к распятию с предстоящими, на оборотной стороне которого имеется надпись: «x ЗТИI» с титлом (для того чтобы не перепутать число и слово, над числом ставится титло), под этой надписью – «М», и ещё ниже – «W». «ЗТИI» – дата, что означает 7318 – 5508=1810 год. «М» – «ЗАВЕДЕНИЕ МГ». Что же тогда в этом случае означает «W»? Если обратиться к клеймам ЛЕW, которые наносил на меднолитые изделия мастер Лизунов Ефим Фёдорович, то здесь «W» (кириллическая буква W, известная под названиями «от» и «омега») вероятней всего означает букву. Если это так, то тогда это – долгий звук [o:]. Если обратиться к надписи «АWПГ», которая встречается на меднолитых складнях, то она  означает дату – 1883 год, и, следовательно, «W», в данном случае с титлом («титло» c греч. – диакритический знак в виде волнистой или зигзагообразной линии, использующийся в греческой, латинской и кириллической графике для сокращения слов и обозначения числовых значений; в настоящее время сохраняется только в церковнославянском языке), – это число «800».

Можно рассуждать и следующим образом. На меднолитой пластике встречается клеймо a («Аз»), а здесь стоит «омега». Может, так зашифровывали (обозначали) известное выражение – «Я есть Альфа и Омега, начало и конец». Первоисточником этого выражения является Библия, текст которой пришел в христианскую культуру в древнегреческом переводе с древнееврейского языка. Отсюда и ссылки на буквы греческого алфавита, где альфа (a) – первая буква, омега (W) – последняя. Выражение «альфа и омега» значит «всё целиком», «всё от начала до конца». Стоит заметить, что в этой последней книге Библии, Откровении Иоанна Богослова, эти слова несут иной смысл. Ясно одно – речь идет о вещах куда более серьезных, чем мелкие людские дела, которые нужно всего лишь обстоятельно выполнить. Подобные выражения имеются во всех языках. Мы сейчас говорим: «Выучи все от А до Я», а до революции это выражение звучало как «от аза до ижицы» (аз и ижица – названия букв старославянской азбуки). Примечательно то, что омега (W) имеется в подписи у одного из первых изображений Иисуса Христа с нимбом в римских катакомбах IV в.

Распятие с надписями на оборотной стороне «x ЗТИI», «М», «W»В переносном же смысле омега, как последняя буква алфавита, часто означает крайний предел, конец чего­либо. Так что размышления о том, что же имел в виду тот, кто нанёс эту надпись, ещё продолжаются.

Хотя что же означает клеймо a («Аз»), сегодня точно не известно. Возможно, что правильной может быть версия, которую предложил коллекционер Геннадий Исаев: «…Мне вспомнилась бронзовая шкатулка, купленная в городе Куса. Когда­то такие шкатулки попадались часто, но они из чугуна, а на вопрос – почему эта отливка из бронзы, мне ответили, что это контрольный экземпляр. Это делалось для того, чтобы увидеть, насколько изнашивается модель, по которой формуют, и каждый раз ставился порядковый номер. Осмелюсь предположить, что это номер контрольной отливки или образца…»

Часто люди, у которых хранятся меднолитые религиозные предметы, задают вопросы по поводу даты их изготовления (отливки). Хочу по этому поводу привести пример. Как­то в мои руки попала книга на французском языке 1834 года. В ней были изображения некоторых предметов меднолитой пластики. Раз книга имеет дату печати, то понятно, что все опубликованные в ней изделия изготовлены не позднее этой даты. Хотя во многих источниках, например, тот же трехстворчатый складень «Деисус» (8,1(7,6)х19,8), изображение которого есть и в этой старинной книге, датируется концом XIX века. Теперь же мы можем утверждать то, что он отливался в начале XIX века. А может, и в ХVIII веке?

Этим примером я ещё раз подтверждаю то, что определить точную дату отливки очень сложно, если она не стоит на изделии. Нужно учитывать и то, что с одной матки, периодически её «подправляя», могли отливать десятилетиями. Поэтому при определении времени изготовления меднолитой пластики порой более точным будет являться значительный интервал времени, соответствующий даже целому столетию. Также замечу, что поскольку складень «Деисус» отлит до 1834 г., то, следовательно, его матку не мог резать мастер Р.С. Хрусталёв. Значит, и до Родиона Семёновича были мастера высокого уровня, возможно, у кого­то из них и учился этот великий мастер.

Вся информация, которая касается истории отечественного медного литья и их ведущих мастеров, собирается по крохам и очень медленно. Конечно, самые весомые сведения находятся в архивных источниках. А это – годы кропотливой работы. Данный же материал является крупицей того, что ещё предстоит «перелопатить». Исследования продолжаются, и, возможно, в ближайшее время откроются ещё какие­то тайны старообрядческих предметов, которые хранятся во многих семьях Кузнецкого края.

Евгений Крюков, 

член Союза журналистов России