О часах, лампах, подсвечниках... Из истории предметов быта, окружавших кузнечан

ngn62 03

Чаще всего на территории Кузнецкого края встречаются настенные часы Le Roi a Paris («Ле Руа а Пари»). Они имеют разные размеры и форму. За всё время я встречал около трёх десятков таких часов, и, что интересно, все они обладали уникальной формой, имели разные точёные элементы. А вообще Le Roi a Paris переводится как «Король Парижа».

В начале XX века производством часов под маркой Le Roi a Paris занимались сразу несколько немецких фабрик, крупнейшими из которых были Shlenkler­Kienzle, Yunghans, FMS (Mauthe – Фридрих Мауте) и PHS. Эти часы относились к разряду недорогих, доступных широким слоям населения. Как правило, это были настенные часы с эмалевым или бумажным циферблатом и пружинным заводом. 

Часы имеют два завода – один для боя, другой для хода. Судя по их механизму и гонгу, они сделаны в период с 1904 по 1914 годы. В часах, выпущенных до 1900 года, стоит анкер Грахама, и они почти бесшумные. Тикание и бой через каждые полчаса более поздних экземпляров не дадут заснуть и самому «заядлому» соне. У настенных часов «Ле Руа а Пари» внутри корпуса установлена «улитка» (стальная спираль), по которой стучит молоточек. Я всегда отключал их на ночь.

ngn62 01

По своему внешнему виду часы Le Roi a Paris отдаленно напоминают «Венские регуляторы» – очень дорогие часы высокого качества со строгими архитектурными контурами корпуса из эбенового дерева или самшита, которые до этого выпускались австрийцами и немцами уже почти полвека. Маркировка циферблатов надписью Le Roi a Paris делалась для того, чтобы привлечь покупателей. Немцам удалось без последствий использовать имя знаменитой французской фирмы, существовавшей с конца XVIII века. Возможно, марка Le Roi a Paris не была зарегистрирована в Германии. Компания Schlenker­Kienzle официально зарегистрировала торговую марку Le Roi a Paris на себя 16 марта 1909 года в международном патентном бюро в Лондоне. С тех пор надпись Le Roi a Paris можно встретить, как правило, только на часах производства Kienzle.

В начале XX века данная марка занимала одно из ведущих мест по полулегальным поставкам часов такого плана в царскую Россию. Марка «Le Roi a Paris» – вымышленная, призвана была вводить в заблуждение таможенников (пошлины на французские часы были существенно ниже, чем на немецкие).

ngn62 02

Часы других фирм, в том числе российских, присутствуют на территории Кузнецкого края в единичных экземплярах, а каминные и настольные часы – очень редко.

Следует рассказать и о других предметах быта, встречаемых на территории нашего края. Конечно,  деревенские дома не обходились без ступ с пестиком, которые являлись непременным атрибутом кухонной утвари.

Ступа, ступка – сосуд, в котором размалывают или измельчают что­либо при помощи песта, представляющего собой длинную толстую палку с перехватом посередине для удобства работы. В деревнях ступы применяли для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Также в ступах можно растирать и смешивать вещества.

Ступы встречаются бронзовые, чугунные, из чёрного металла, из дерева (чаще из берёзы), фарфора (применяются в фармакологии и химических лабораториях), камня – как натурального, так и искусственного.

ngn62 04

Старинные ступы с клеймами встречаются редко. Фото наиболее интересных ступ, попадавшихся мне на территории нашего края, напечатано в этой статье. На них (из бронзы) имеются следующие надписи: «17. IЮНЯ. 1914. Г. ЗДЛ. А.Н.С. СЕЛИВЕРСТОВА» (высота 128 мм) и «21 Ф 423» (высота 198 мм). На чугунной (высотой 143 мм) имеется неразборчивая надпись «…овъ». Вероятней всего, это  клеймо царского времени завода «КАСЛИ» (Каслинский чугунолитейный завод), на котором в то время и работал формовщик «В. СВИСТУНОВЪ». Одно понятно – все они сделаны до революции 1917 года.

Интересно, что в народном сознании ступа и пест имели мифологическую окраску эротического характера. В связи с такой символикой ступу с пестом широко использовали как атрибут свадебных ритуалов у разных народов России.В России ступы использовались и в народной медицине. В русских деревнях их применяли и в магических целях, так как колдуны и ворожеи считали, что в ступе можно истолочь болезнь, «перетолочь» больное животное на здоровое и даже «заморить» под ступу лихорадку.

В XVIII веке на смену русскому кованому светцу пришёл подсвечник. Интересные подсвечники – подсвечники­ночники, подсвечники на поддоне и др. – встречались мне и в деревнях и селах нашего края (Сосновка, Ильинка, Жерновка, Лучшево).

ngn62 05

Чаще всего подсвечники состоят из круглого поддона с вертикальными бортиками, вертикального стояка из нескольких ярусов, который отделяется круглой пластиной от навершия – чашечки для свечи. Все они изготовлены из медного сплава, имеют токарную обработку, редко чеканку. Подсвечники на поддоне мне встречались с клеймами: «ЮДИНЪ» и «БР. ФРОЛОВЫ». Конечно, по форме и красоте можно определить, к какому сословию относился этот предмет. Наиболее «богатые» подсвечники достались мне от Елены Александровны Богословской (1910 г.р.), потомка купеческой семьи, которая когда­то жила в Красноярске по адресу: пер. Короткий, 4­6. Также в этой семье были интересная икона в серебряном окладе «Воскресение Христово» и самовар (о нём я расскажу в одной из будущих статей). Бронзовые подсвечники с различными фигурками в виде птиц, людей и т.п. встречались мне очень редко, и их держатели сообщали о том, что все они были привезены в наш край переселенцами из центральной части России. Такие «богатые» подсвечники с клеймами мастеров или мастерских на территории нашего края мне не встречались. Только единственный, украшенный различными узорами, имел клеймо «П. Чижовъ». Хотя есть мнение, что это настольная лампа, которые изготавливались в данной мастерской в 1840­1860­е гг.

Про керосиновые лампы я уже писал в статье «Керосиновая лампа: источник света и не только…» (журнал «Наш город Новокузнецк», январь­февраль 2012 г.), поэтому в этой статье помещаю только фото керосиновых ламп, которые были встречены мной недавно и заслуживают внимания. На некоторых ручках поднимающих механизмов имеются надписи: KOSMOSBRENNER, *LALE* TM, PRIMA­RUND­BRENNER.

Вот и перевернута ещё одна страничка, связанная с историей быта Кузнецкого края.

Евгений Крюков.

Фото автора