Из пункта А в пункт Б...

28 01

     Первая в мире железнодорожная магистраль появилась в Англии в 1825 году. В России первый паровоз побежал по Царскосельской чугунке лишь в 1837 году. До нашего Кузнецка первая железнодорожная ветка добралась только в ноябре 1919 года, причём в самый разгар Гражданской войны. Но обо всём по порядку.

     После сооружения в конце XIX века Транссибирской железнодорожной магистрали вскоре появляются проекты по созданию меридиальных, главным образом южных ответвлений от её главной линии. Вскоре в подобных планах начинает фигурировать и Кузбасс. Более того, с 1913 года эти проекты постепенно воплощаются в жизнь. И главная заслуга в этом принадлежала «Акционерному обществу Кузнецких каменноугольных копей» (сокращённо – «Копикузу») – крупному промышленному объединению, получившему право от казны на долгосрочную аренду недр Кузбасса в плане добычи угля и руды.
28 02     «Копикуз» в своей деятельности нуждался в целой сети железных дорог. Поэтому неслучайно практически одновременно с созданием «Копикуза» появляется контролируемое им «Общество Кольчугинской железной дороги», в задачи которого как раз и входила постройка всех железных дорог, обслуживающих предприятия объединения.
     28 03Уже через 8 месяцев после начала строительства дороги, в ноябре 1914 года, открылось временное движение по трассе от Юрги (станция на Транссибе) до Кольчугина (ныне город Ленинск­-Кузнецкий), а в июне 1916 года правительственная комиссия приняла Кольчугинскую железную дорогу в регулярную эксплуатацию. Теперь «Копикуз» устремляется на юг к железнорудным богатствам Кузбасса.
28 04    В связи с планами развития на юге Кузнецкого бассейна металлургической и каменноугольной промышленности «Общество Кольчугинской железной дороги» считало «неотложно важным соединение угольного района, простирающегося к югу от Кольчугина в направлении к Кузнецку, с месторождением железной руды, в центре которого стоит Тельбес, богатый магнитным железняком высокого качества». Для этой цели еще в 1913 году были произведены технические изыскания и экономическое обследование строительства железнодорожных линий Кольчугино­Кузнецк (174 версты), Кузнецк­Тельбес (92 версты) стоимостью соответственно 15 690 284 и 10 901 950 рублей.
28 05     27 февраля 1916 года Комиссия о новых железных дорогах в Петрограде признала желательным предложение «Общества Кольчугинской железной дороги» о сооружении новых линий. 23 апреля 1916 года государь император рассмотрел и утвердил новое дополнение к Уставу «Общества Кольчугинской железной дороги», согласно которому должна быть построена железнодорожная линия общего пользования в один путь нормальной колеи от станции Кольчугино до левого берега Томи напротив города Кузнецка, а от этого пункта – до Тельбесского железнорудного месторождения. Общая протяженность линий составляла 267 верст. Окончание сооружения и открытие правильного движения по линиям Кольчугино­Кузнецк и Кузнецк­Тельбес должно было состояться не позднее чем через три года со дня начала работ. Строительство этих линий получило название Новостройка Кольчугинской железной дороги.
28 06     Строительство Новостройки велось в сложных экономических и политических условиях в связи с ходом Первой мировой войны, затем революции и Гражданской войны. Тем не менее к 1917 году железнодорожная ветка дошла до района современного Прокопьевска (станция Усяты), где располагалось правление 4­й дистанции Кольчугинской железной дороги (именно оно руководило строительством Новостройки). После этого руководство участка переезжает в Кузнецк для более оперативного управления строительством оставшегося участка до Кузнецка и ветки в Горную Шорию на Тельбес. Штаб строительства арендует под контору двухэтажный частный дом в подгорной части Кузнецка на улице, получившей от этого название Железнодорожной (ныне улица Байкальская на Форштадте).
28 07     Однако саму железнодорожную ветку тянуть до правобережного Кузнецка не собирались. Строить мост через Томь было дорого, тем более что дальше железная дорога должна была уходить на юг, к тельбесской (горношорской) руде. А потому было решено железнодорожную станцию, которой, тем не менее, присвоили наименование «Кузнецк», строить на левобережье Томи между тогдашними деревнями Горбуново и Черноусово (Бессоново) – ныне территория этих исчезнувших деревень составляет часть Центрального и Куйбышевского районов города.
28 08     По планам «Копикуза» вокруг станции должно было быть построено поселение по типу «городов­садов». Идея подобного города как средства «облегчения проведения в жизнь жилищной реформы, создающей выгодные поселения для промышленников», возникла на рубеже XIX и XX вв. в странах Европы. В России она приобрела популярность среди специалистов городского дела и архитекторов в первом десятилетии двадцатого века. Был создан ряд проектов городов­садов и часть их реализована в России, создано Русское общество городов­садов, а затем Россия становится членом Международной ассоциации городов­садов и городской планировки. В 1916 году в Министерстве путей сообщения было принято решение о строительстве поселков­садов для железнодорожных чинов Николаевской железной дороги под Петербургом и Москвой, а также для Омской и Томской железных дорог в Сибири. Наш «кузнецкий город­сад» был запроектирован в 1916 году знаменитым в будущем сибирским архитектором Андреем Дмитриевичем Крячковым, приглашенным для этой цели управлением Кольчугинской железной дороги. Работая над проектом, А.Д. Крячков приезжает на место будущего города, изучает местность. В результате рождается полномасштабный генеральный план города­сада при станции Кузнецк Кольчугинской железной дороги. Проект включал в себя 9 типов одноэтажных жилых домов для железнодорожных служащих, двухэтажный жилой дом для холостых служащих (на 21 человека), проект здания для управления дороги.
28 09     Территория города мыслилась прямоугольной формы, ограниченная со всех сторон дорогами, параллельно железной дороге, идущей из Кольчугина в Тельбес на расстоянии от нее свыше 300 м. У вокзала на железной дороге проектировалась обширная овальная площадь со зданием управления дороги и церковным зданием в центре. Все три здания располагались на одной длинной оси овала, идущей перпендикулярно железной дороге. От станции на юго­запад отходила ветка железной дороги к кирпичному заводу. Овальная площадь с прилегающими к ней участками Народного дома и школы представляла собой общественный центр города. Отсюда тремя лучами расходились главные улицы города, на которые выходили торговые здания. На пересечении их с одной из кольцевых улиц размещались круглые базарные площади. Оси главных улиц сходились на площади и замыкались зданием церкви. Средняя улица­луч на юге выходила к ландшафтному парку, через который протекал ручей – приток реки Горбунихи. Кольцевые жилые улицы, пересекаясь с улицами­лучами, формировали небольшие кварталы, различные по величине и типу домов, в них располагаемых. На периферии города размещались водонапорная башня и больница. Город предполагалось строить в две очереди. В первой очереди, на 600 человек, возводились жилые дома для железнодорожных чинов общей площадью 2 515 саженей, а также школа и баня. Проектом предусматривалось центральное отопление, электроосвещение, канализация.
28 10     Наиболее крупным сооружением города­сада должно было стать здание управления дороги. А.Д. Крячков запроектировал его трехэтажным, с цокольным полуэтажом, с П­образным по форме планом. Трехчастная композиция фасада в формах неоклассицизма имела развитый центральный ризалит, украшенный по второму и третьему этажам дорическим четырехколонным портиком с фронтоном и двухступенчатой башней за ним, завершенной куполком. Антаблемент портика с крупными модульонами (кронштейнами) под карнизом завершал весь фасад. Для стилизации архитектуры автор обратился к русскому классицизму конца XVIII века (Д. Кваренги) и профессионально воспроизвел его элементы в своем проекте сооружения.
     В силу ряда причин город­сад при станции Кузнецк не получил своего полного развития. В нём не были возведены монументальные строения: вокзал, церковь, общественные здания. Единственным капитальным сооружением Сад­Города (именно такое наименование закрепилось за этим пристанционным посёлком) этого периода стало относительно небольшое (в сравнении с проектом), но весьма стильное по исполнению здание управления железной дороги, выполненное из дикого камня. Это здание сохранилось до нашего времени и располагается на третьей платформе современного вокзала возле виадука, получив не так давно статус регионального памятника истории и культуры (правда, это строение ошибочно считают первым вокзалом города, каковым оно никогда не являлось).
28 11     В 1917­-19 гг. строительство Новостройки переживает короткий взлёт и затяжной кризис, вызванный всё ухудшающимся экономическим положением в стране и в самом Кузбассе. Упомянутый «взлёт» выразился в активизации работ на Тельбесском направлении. В это время проводится окончательная трассировка будущей магистрали, начинаются подготовительные земляные работы, прокладываются бетонные траншеи для отвода воды от насыпи и др. С Кругобайкальского участка Транссиба по приглашению Кольчугинской железной дороги на Новостройку завербовалось много новых приезжих профессиональных рабочих. Большинство из них расселились в окрестных деревнях от предполагаемого тогда прохождения железнодорожной ветки – Букино, Куртуково, Малово и др. Многие из рабочих в это неспокойное время активно включились в революционную борьбу против Временного правительства за установление советской власти (пожалуй, самой известной личностью среди них был Андрей Гаврилович Петраков, вскоре ставший председателем первого Кузнецкого уездного совдепа).
Одновременно продолжаются работы по прокладке железнодорожных путей от Усят в направлении станции Кузнецк. С большим трудом и огромными недоделками временная железнодорожная одноколейная ветка была запущена в конце осени 1919 г. Одним из первых в железнодорожных вагонах отправились по направлению к Юрге мобилизованные колчаковским правительством новобранцы из Кузнецка и соседних сёл. Впрочем, эти слабые в военном отношении подкрепления уже не могли сдержать стремительного натиска наступающей 5­й Красной армии. Начиналась новая эпоха…
     28 12Уже в 1920 году силами бригад новоявленной Сибирской трудовой армии (это было особое военизированное формирование, созданное на базе запасных частей Красной армии, для выполнения хозяйственно­экономических задач) продолжились работы по созданию полноценной железнодорожной магистрали от Кольчугино до Сад­Города. Однако несмотря на немалый объём работ, выполненный этой структурой, решить до конца поставленную задачу Трудармия не смогла. После её расформирования в конце 1921 г. к работам по дальнейшему строительству дороги приступил наркомат путей сообщения. В 1924 г. началось пробное движение до станции Кузнецк, а с 1926 г. установилось регулярное сообщение.


Петр Лизогуб
Фото из архива Новокузнецкого краеведческого музея