Людмила Якунина: «Художник – проводник красоты и любви!»

novokuznetsk032Я везунчик по жизни. Мне фантастически повезло: я родилась вторым и желанным ребенком у любящей и красивой семейной пары. Отец – весельчак, душа всех компаний, мастер на все руки, фантазер­выдумщик, рационализатор на работе, любил заниматься выжиганием, выпиливанием, а мама отлично вышивала и вязала. Дома висели её картины, шторы, столы были покрыты вышитыми ею скатертями. У таких родителей мог появиться только такой ребенок, как я, – красивый и талантливый (так говорят, и мне искренне хочется в это верить).

Когда впервые стала рисовать? Помню из раннего детства: я сижу и рисую что­то похожее на рыбью чешую, странная фактура, форма, повтор линий… Почему­то запомнилось именно это. И самое забавное, что именно этот рисунок я использую и сейчас.

С выбором профессии определилась довольно поздно – только в 16 лет. Начав заниматься рисованием с педагогом в изостудии, решила связать свою жизнь с искусством. Подарок судьбы – меня знакомят с Евгением Семеновичем Паршуковым. Это профессиональный художник, прекрасный педагог, который подготовил меня к поступлению в Иркутское училище искусств. Умнейший и добрейший человек, которому я очень благодарна за судьбоносное участие в моей жизни.

В Иркутске мне опять повезло (видно, Бог меня любит, а я – его!). Четыре года в нашей группе базовые дисциплины вел Анатолий Иванович Аносов – художник­график, член Союза художников России, строгий и вдумчивый педагог, приучивший нас трудиться. Годы учебы не прошли зря. Еще в училище познакомилась с творчеством Фешина – русского художника, фантастического рисовальщика и живописца. Мне посчастливилось увидеть его полную выставку в Третьяковской галерее в 1977 году. Под впечатлением от этой выставки нахожусь до сих пор. Полный восторг и желание постичь высоты мастерства!

Когда пришло осознание своего стиля? Каждый художник, мне так кажется, должен (в этом его миссия на земле) стремиться к совершенству, к тому идеалу, который у него есть. Иначе он просто деградирует и как художник, и как человек. Художник на подсознательном уровне подражает этому идеалу, стремится приблизиться к нему. Мне нравятся импрессионисты, наши передвижники – художники с крепким рисунком и реалистической живописью. Сейчас очень много художников­самоучек, которые свое неумение прикрывают фразой: «Я так вижу», отрицают саму школу рисования, пишут «как бог на душу положит». Многие прикрываются наивом – очень удобная позиция. Художники­профессионалы очень ценят школу мастерства, базовое образование и гордятся им. И учатся всю жизнь у настоящих мастеров, классиков и своих современников.

novokuznetsk030

Любимые жанры – натюрморты, пейзажи, портреты. Стараюсь ставить себе задачи все более сложные и решать их.

Гобелен вошел в мою жизнь неожиданно и закономерно. Ткачество, переплетение нитей, озарение было послано мне вселенной ещё в детстве. Мне было лет десять, не больше, а то и меньше, когда я увидела картинку, наяву или, может, во сне, – некую схему переплетения нитей. Я об этом даже не думала. Возможно, Господь Бог раздавал предназначения и мне велено было заняться в будущем гобеленом.

Первая попытка ткать была в 1975 году – выткала мини­гобелен (15х10). Почему мне захотелось это сделать – не знаю. Через 10 лет, в 1985 году, выполнила первую серьезную работу «Спящие бабочки» (120х150). И, поскольку от родителей мне досталась любовь к рукоделию, я с увлечением занялась гобеленом, где идея, цвет, фактура сливаются и переплетаются в одно целое.

Разница между гобеленом и живописью для меня огромная. Во­первых, это разные виды изобразительного творчества. Гобелен требует огромной подготовки, осмысления работы, создания множества эскизов, а ещё надо подготовить нити, подобрать цвет и окрасить. Исполнение самого гобелена, например размером один квадратный метр, может длиться от месяца до года, в зависимости от сложности сюжета и толщины нитей, которыми исполняется гобелен.

novokuznetsk031

Живопись для меня – счастье, откровение. Я могу гораздо быстрей выплеснуть увиденное, написать этюд, пейзаж, натюрморт. От работы получаешь огромное удовольствие, идет мощный выплеск энергии, а по окончании чувствуешь себя опустошенной, но счастливой.

Любимые темы – всё чистое, светлое, приносящее людям радость.

Художники – это самые счастливые и самые несчастные люди одновременно. Счастливые, потому что они самодостаточны, у них есть свой удивительный необыкновенный мир, впрочем, у каждого свой. Они могут погрузиться в него и не видеть происходящего вокруг. А несчастливы… Они обычные люди, и им нужно все то, что и всем, только больше, лучше и «вкуснее». Что же касается их амбиций, они появляются на свет задолго до их собственного рождения. Но и без амбиций художник не может состояться, так как ложная скромность ведет к забвению.

Художник – это, прежде всего, человек, которому все надо здесь и сейчас. Изречение, что истинный творец должен быть бедным и голодным, лично меня вводит в уныние. Художник должен быть сытым, богатым и здоровым, как и все люди. И когда он не будет думать о хлебе насущном, то сможет создать что­то вечное и прекрасное. К сожалению, быт и повседневные заботы отвлекают от творчества, особенно если художник – женщина.

Художник – это все­таки счастливчик, потому что его работа приносит ему счастье, радость, удовлетворение.

Что такое красота? Красота разлита в воздухе. Это все, что нас окружает.

Люди и куклы… Как я пришла к ним? Куклы как вид декоративно­прикладного искусства сейчас на подъеме, к этому виду творчества в последнее время появился огромный интерес. Работая в Детской художественной школе №2, еще в 1985 году вместе с детьми мы снимали кукольный мультфильм на пленку 8 мм. Было чудесное время, но энтузиазм длится, говорят, два года, поэтому без поддержки и профессионального мастерства съемки фильмов прекратились, но любовь к куклам у меня осталась.

novokuznetsk033

Темы, которые требуют осмысления и воплощения в будущем? К 400­летнему юбилею нашего города я задумала гобелен, который требует и осмысления, и вложений, и воплощений, так как я хочу сделать его большого размера. Не хотелось бы повторов, все очень сложно, надо много думать, думать…

Что бы я делала, если бы не надо было думать о хлебе насущном? Идеальный мир для меня – я рядом с любимым человеком, путешествую, пишу этюды, занимаюсь любимой работой. Трудоголик по натуре, я совершенно не умею отдыхать. Хотя смотря что подразумевать под словом «отдых». Очень люблю путешествовать, «освоила» уже 12 стран, и, где бы ни была, у меня всегда с собой этюдник, краски. Не представляю, как можно без дела проваляться две недели на пляже.

Единственное, что хочет женщина от рождения до последнего вздоха, – это любовь. Без любви ничто не может существовать. Нет любви – значит, у тебя ничего нет, ты бедняк, и дни твои пусты. Младенец нуждается в любви матери, без нее не вырастет счастливый человек. Девочке нужна любовь отца, женщине – любовь мужа, любовь детей. Художнику – любовь ценителей его творчества… Если любви нет, появляется ощущение ненужности и одиночества – это самое страшное. Хочу, чтобы люди были счастливы, а женщины – любимы.

Что оставим после себя? Все мы однажды задаем себе такой вопрос… И снова мне везет во всем. У меня сын и дочь, которые избрали профессию своих родителей. Уже создалась маленькая династия художников. Работая в Детской художественной школе №2, преподаю рисунок, живопись и композицию ребятам от шести до… шестидесяти лет. Есть кому передать свой опыт и знания. Очень многого хочу от жизни и надеюсь, что все задуманное воплотится в жизнь.