Юрий Чурсин: Из дневника путешественника. Аргентина: Ушуайя, мыс Горн, Мальвины.

ngn2102097В летних номерах журнала «Наш город Новокузнецк» за 2012 год прошла серия публикаций Юрия Чурсина «Из дневника путешественника», в которых известный предприниматель, член Союза журналистов России, бард, фото­ и телеоператор, создатель авторских фильмов о путешествиях в различные страны мира, знакомил читателей с путевыми заметками в Чили. Сегодня мы продолжаем путешествовать вместе с ним вокруг Южной Америки.

Во время следования по фиордам после Пуэрто­Монтта нам не удалось посетить обещанный ледник Амалия, расположенный в центральной части Южного ледяного поля. Говорят, это невероятно волнующее зрелище: длинные силуэты возвышающихся над водой льдин словно спускаются с Анд и резко контрастируют с цветовой гаммой всего окружающего мира. Длина передней части ледника – около 1 километра. Образовалась эта ледовая масса в результате интенсивных снежных бурь. Замерзающий снег трансформируется в кристаллообразный лед, что придает Амалии, этому чуду природы, совершенно уникальный характер.

И все же, следуя к Ушуайе, мы видели более мелкие ледники, которые являлись копиями тех знаменитых, и было интересно наблюдать, как ледовая масса постоянно грохочет и трескается и от нее откалываются гигантские куски льда и низвергается гигантский водопад, шум которого слышно на десятки километров. Лед тает и вновь растет с периодичностью один раз в четыре года.

Среди такой красоты мы шли около двух дней и на палубе постоянно находились туристы, потому что пропустить такую красоту было невозможно.

И вот мы на рейде порта Ушуайя. Город Ушуайя известен на весь мир тем, что является самым южным городом планеты Земля, или краем света, как называют его некоторые. Расстояние до Антарктиды составляет не более 900 км. Ушуайя – столица провинции, которая объединяет в своем составе Огненную Землю, Антарктиду, а также острова Южной Атлантики. Располагается Ушуайя на побережье канала Бигль.

Именно отсюда нам открылся потрясающий вид на море, горы, леса и ледники. Ушуайя по праву считается самым южным городом планеты, но никак не самым южным населенным пунктом, поскольку южнее располагается военная база Пуэрто­Уильямс и рыболовецкая база Пуэрто­Торо, на которой проживают около 50 рыбаков с семьями. Однако эти базы не могут считаться ни городом, ни поселком. Примечательно, что городом­побратимом самого южного города Ушуайя является самый северный в мире город – норвежский Хаммерфест.

ngn2102095

Население Ушуайи на сегодняшний день составляет порядка 50000, а в разгар туристического сезона на берегу пролива Бигль может увеличиться до 70000.

На севере Огненной Земли преобладают равнинные земли, на которых пасутся многочисленные стада овец. Юг острова, в свою очередь, обладает довольно неровным рельефом. Здешние земли давно заросли густыми непроходимыми лесами. Город Ушуайя со всех сторон окружают скалы, покрытые снегом, что создает живописный вид.Название города Ушуайя дословно переводится как «Остров Огненной Земли». Магелланом этому острову было присвоено имя Земля Огней. На протяжении многих веков Земля Огней пугала проплывавших мимо моряков своими холодными антарктическими ветрами и острыми скалами. В свое время Ушуайя была всего лишь примитивной китобойней, однако позже превратилась в каторжную колонию, в которой приходилось коротать свои дни русским анархистам. Правительство Аргентины в то время разместило на острове Тьера­дель­ Фуэго тюрьму для серьезных преступников. Каторжники были вынуждены вырубать окрестные леса и заниматься строительством города. Именно они построили железную дорогу, которая соединяла поселение и лесные зоны острова. Сегодня эта железная дорога является маршрутом туристического поезда и носит название «Поезд к концу Земли». Ушуайя – один из самых престижных горнолыжных курортов и туристических центров мира.

Ушуайя внешне совершенно не похожа на город, который был основан первыми поселенцами. Правительство Аргентины щедро финансирует развитие этого туристического курорта, и поэтому здесь постоянно появляются все новые кварталы.

В Ушуайе имеются прекрасные условия для активного отдыха. Летом сюда со всего мира съезжаются любители спортивной рыбалки, маунтинбайка, а также  верховой езды. Всем желающим предлагаются путешествия по каналу Бигль на катерах. В летний период в порт Ушуайя прибывает множество различных круизных судов, которые далее следуют в Антарктиду. Именно Ушуайя чаще является для туристов всего мира отправной точкой к ледникам Антарктиды.

Ушуайя отличается довольно своеобразным климатом. Однако он вовсе не такой суровый, как многие считают. Летом, в декабре и январе, средняя температура воздуха – порядка +9 °С, в солнечные дни столбик термометра может достигать и +18 °С. Именно такую погоду и застали мы здесь. Зимой, в июле, средняя температура воздуха составляет +1 °С. В этот период года длительность светлого времени суток не превышает 7­8 часов.

ngn2102096

В Ушуайе достаточно переменчивая погода, которая кардинально меняется несколько раз в течение одного дня. Зная это, мы прихватили с собой теплую одежду, но она нам не пригодилась. Такой климат можно объяснить тем, что рядом находится море и горное окружение, которые и влияют на местные погодные условия.

Нам предложили обзорную экскурсию по городу Ушуайя, а затем мы посетили Национальный парк с великолепными пейзажами, панорамами удивительной природы, состоящими из лесов, моря, ледников и гор.

Центр города и, в частности, главная улица Сан­Мартен напоминает огромный универмаг, расположенный прямо под открытым небом. В окрестностях города находятся новые заводы по производству электроники. На центральных улицах каждый может приобрести электронику без дополнительных пошлин. Из достопримечательностей, которых в Ушуайе не так уж и много, можно выделить Музей моря, а также старинную тюрьму – самую южную на планете Земля. Сегодня на территории тюрьмы располагается городской краеведческий музей Конца света.

В Ушуайе находится крупный морской порт, где останавливаются круизные корабли, а также многочисленные частные яхты на пути в Антарктиду.

На побережье созданы идеальные условия для жизни и размножения местных птиц. Мы посетили бобровый заповедник. Возвращаясь, встретили ферму гуанако, которые представляют собой особый вид ламы.

И вновь в путь. Мы с нетерпением ждали, когда обогнем крайнюю южную точку архипелага Огненная Земля – мыс Горн, расположенный на острове Горн, омываемом водами пролива Дрейка. Открыт мыс был в 1616 году голландскими мореплавателями Якобом Лемером и Схаутеном. Назван по имени родного города Схаутена – Хоорна. Температура там в течение года колеблется от 2 °С до +14°C. Погода в основном ветреная и пасмурная. Осадки выпадают в большом количестве в течение всего года.

На мысе расположен знаменитый маяк. Команда его состоит всего из нескольких человек. При упоминании мыса Горн всегда представлялось бушующее столпотворение волн, в пучине которых гибли корабли безвестных смельчаков.

ngn2102098

Проходили мыс рано утром при сплошном тумане. Только изредка в просветах виднелись силуэты остроконечных скал. Они возникали слева по ходу корабля, а справа бесилось море Дрейка, которое простиралось до самой Антарктиды.

До того, как по Панамскому каналу прошли первые корабли, пролив Дрейка оставался единственным путем из Тихого океана в Атлантический и наоборот. Поэтому, невзирая на отвратительные погодные условия, свирепые шторма и опасность встречи с айсбергами, рядом с мысом Горн сотни лет проходила оживленная торговая линия.

В результате за мысом Горн закрепилась «слава» крупнейшего кладбища кораблей – по разным данным, их в этих водах затонула почти тысяча. Поэтому эти параллели называют «яростными пятидесятыми», и они, пожалуй, ни в чем не уступят «ревущим сороковым».

Среди мореплавателей за сотни лет существования пути через пролив Дрейка родилось множество обычаев, связанных с мысом Горн. Тем, кто под парусом обогнул мыс один раз, можно было вдевать серебряную серьгу в левое ухо. После третьего прохода через пролив Дрейка «морские волки» меняли серебряную серьгу на золотую. И нам, туристам, обогнувшим мыс Горн на лайнере, вручили соответствующий сертификат.

И вот мы уже встали на рейде в порту Стэнли. Проход в бухту закрыт красным сигналом светофора, который было видно с корабля километра за четыре. Правда, подошел со стороны порта катер с проверкой таможенных документов.

Через некоторое время наш турбоход стал разворачиваться, намереваясь уходить прочь от островов. По борту прошла информация, что в порту Стенли получено штормовое предупреждение и, если бы мы высадились на берег (а это значит, было бы задействовано порядка десяти ботов для высадки), наше возвращение на борт было бы сопряжено с определенными трудностями. И капитан принял решение срочно выйти в океан. По словам знающих людей, это был настоящий поступок с его стороны, поскольку решение было непопулярным, так как большинство пассажиров лишились экскурсий по острову и к стойбищам пингвинов, в частности.

С другой стороны, мы нашли небольшую заметку в газете «Латино Америко», что судно не было принято по политическим мотивам. Дело в том, что приближалось 30­летие со времени, когда англичане взяли острова в свои руки во время Фолклендской кампании. Это событие предполагалось отметить с помпой. Ждали даже прибытия принца Уэльского. Президент Аргентины Кристина Кричер приняла решение об отказе в приеме американского судна в порт.

Покидали порт в спешном порядке, и уже через полчаса стало ясно, что мы это сделали не зря.

Волна качала нас, как мать качает свое дитя. С пристрастием, любовью и тоской. И все же весь день непогода испытывала нас на стойкость, прочность, сполна поиздевалась над нашими трепещущими душами. Это длилось часов десять, погода менялась до самого ужина. То небо затягивало тучами, то проглядывало солнце, только штормовое состояние оставалось неизменным.

За день мы были вымотаны до предела. Худшее ждало нас впереди. Но оставалась одна надежда на ночь, за которую мы все­таки благополучно вышли из зоны шторма. И утро встретили в нормальном состоянии. Наш лайнер на всех парусах летел к Буэнос­Айресу.

Фото автора