«Дети дождя»

«Дети дождя» словно пришельцы с другой планеты: у них красивые, но отрешенные лица, их поступки кажутся нам странными и непонятными. C каждым годом количество детей с диагнозом «аутизм» неумолимо растет, и они по­прежнему остаются загадкой для медицины

С точки зрения медицины

Аутизм – расстройство мозга, которое часто приводит к сложностям в коммуникации. В случае аутизма отдельные части мозга не работают совместно должным образом, поэтому большинство людей, страдающих аутизмом, имеют проблемы в общении с другими людьми. Но ранняя диагностика и лечение помогают все большему количеству аутистов реализовать свой потенциал.

Аутизм в первую очередь представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от внешнего мира. Дети­аутисты испытывают значительные сложности в общении с окружающими, у них ослаблена способность устанавливать взаимоотношения, понимать чувства других людей и правила социального общения. Симптоматика аутизма крайне сложна, но в целом, помимо нарушений эмоционального и социального взаимодействия ребенка с окружающими, детям с этим заболеванием свойственны склонность к стереотипному поведению и повторяющимся действиям. Это может быть, к примеру, раскачивание или подпрыгивание, всевозможные страхи и длительное привыкание ко всему новому, узкие и порой довольно причудливые интересы.

У многих наблюдается эхолалия – автоматическое повторение услышанных слов, а некоторые вообще не разговаривают. Аутисты, как правило, демонстрируют неравномерность развития внимания, памяти и интеллекта. В младенческом возрасте они могут ничем не отличаться от своих обычных сверстников, а потом вдруг утрачивают приобретенные навыки и умения. Некоторые из них обладают феноменальной памятью, в точности воспроизводя прочитанное или увиденное, или с легкостью перемножают в уме четырехзначные числа.

Удивительно, насколько различными могут быть проявления аутизма. Одни дети – совершенно беспомощны и неспособны к обучению. Другие могут демонстрировать выдающиеся способности и таланты, при этом (!) с огромным трудом осваивая элементарные вещи вроде умения умываться или шнуровать ботинки. Последних, конечно, намного меньше, но все же количество гениев среди аутистов в разы больше, чем среди обычных людей.

Статистика

«По статистике, разные формы аутизма встречаются у каждого сотого человека», –

к такому выводу пришел британский психиатр профессор Майкл Фитцджеральд, изучивший биографии известных ученых и людей искусства. Профессор, выступая на форуме психиатров в Лондоне, сказал, что многие великие люди – Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл и Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, великий Микеланджело, Пикассо и масса других мыслителей страдали легкой формой аутизма и именно поэтому были гениями.

Аутизм в мире

В последнее время количество детей, больных аутизмом, неуклонно растет. По данным Министерства образования США, за последнее десятилетие минувшего века прирост больных аутизмом в этой стране составил 273 процента. И если в 1992/93 учебном году в Америке обучались 15,5 тысячи детей, страдающих аутизмом, то в 1997/98 году их число выросло до 42,5 тысячи. А вот общемировые цифры: из 10000 новорожденных 15­20 – аутисты. Два года назад называли цифру 4 из 10 000; тогда их было два с половиной миллиона. На Западе их стараются адаптировать к окружающему миру, помочь всевозможными социальными программами. В США государство, без учета денег от благотворительных фондов, выделяет около 30 тысяч долларов в год на каждого (!) аутичного ребенка.

Ежегодно на Западе проводятся всемирные конференции по аутизму, присутствовать на которых могут не только врачи, но и учителя, воспитатели детсадов, вожатые летних лагерей. Считается, что, чем больше времени аутист будет поводить в нормальных, неспециализированных детских учреждениях, тем больше шансов у него адаптироваться в обычном мире. 

В России подход один. Зато универсальный. Нет человека – нет проблемы. А человека, вернее аутистов, у нас действительно нет. Диагноз «ранний детский аутизм» ставится только детям до 10 лет. После его зачеркивают и пишут сверху «психопатия». Или более конкретно – «шизофрения».

Аутизм в Новокузнецке

Аутизм – «молодое» для нашей страны заболевание, до 2010 г. такой диагноз в Кузбассе вообще не ставили, была только шизофрения – совершенно другая болезнь, с другими симптомами и стандартами лечения. Детей­аутистов попросту не существовало.

В настоящее время в Новокузнецке аутизм официально диагностирован у более чем 40 детей, однако, как говорят врачи, эта цифра далека от реальности: многие боятся заявить о проблеме. Стоит заметить, что в последнее время диагностика аутизма улучшилась – раньше многие получали диагноз «шизофрения». Но дальше диагноза дело не идет. Во­первых, в городе катастрофически не хватает врачей – всего два детских психиатра, которые ужасно загружены. Во­вторых, не существует методик работы с такими детьми. Ведь раньше, во времена СССР, аутисты считались просто умственно отсталыми со всеми вытекающими последствиями… У нас в городе есть единственная школа, в которую ребенка могут принять, при условии, что он обучаем без каких­либо специальных программ. Также есть интернат, в который отчаявшиеся что­либо сделать родители могут сдать своего ребенка. Но, по сути, вся забота о детях­аутистах остается целиком и полностью в руках их родителей. Они стараются как могут, пробуют разные методики – и лечение за границей, и дистанционное обучение, и такие нестандартные методы, как иппотерапия, дельфинотерапия…

Впрочем, не все так печально. Есть и положительный опыт. В Кемерове существует центр помощи аутистам «Солнышко», который организован родителями и действует на частной основе. За три года он показал хорошие результаты, теперь там целая очередь из желающих попасть в центр. Вдохновленные примером соседей, новокузнецкие родители зарегистрировали общественную организацию «Лучик». В ближайших планах – привлечение специалистов, заинтересованных в реабилитации особых детей. Если спонсоры не найдутся, то вопрос оплаты занятий вновь ляжет на родительские плечи – ведь времени ждать помощи от государства нет: чем дольше тянется подготовка, тем больше у детей развиваются аутистические черты, тем труднее они поддаются коррекции, тем меньше шансов на выздоровление.

Ольга Щеглова